Image Alt

Развитие эмпатии у детей

  >  Блог   >  Развитие эмпатии у детей

Развитие эмпатии у детей

Эмпатия – залог счастливой жизни человека в окружении друзей и близких. Именно она помогает людям строить отношения, завоёвывать доверие и создать комфортную атмосферу на работе и дома. Расскажем, что такое эмпатия и как её развить у ребёнка!

Что такое эмпатия?

Эмпатией называют способность человека видеть и правильно понимать чувства и эмоции собеседника или просто другого человека. Такое понимание помогает человеку принимать правильные решения: разделить эмоции, посочувствовать, порадоваться или даже помочь словом и действием.

Принято разделять эмпатию на виды:

  • Когнитивная. Мы понимаем эмоции на основании не нашего опыта: увиденного в кино, книгах или рассказах людей;
  • Эмоциональная. Мы понимаем собеседника на основании личного опыта;
  • Действенная. Мы не только понимаем собеседника, но и можем предложить ему помощь.

Все три вида эмпатии надо развивать у ребёнка: за счёт разнообразного досуга развивать у него личный опыт, читать книги, смотреть фильмы и учить помогать другим детям и взрослым.

В каком возрасте у ребёнка начинает зарождаться эмпатия?

Развитие мозга ребёнка, его гормональной системы и поведения происходит постепенно вплоть до 17-19 лет. Вначале малыш думает только о себе – о своей сытости, комфорте, тепле. Со временем он учится обращаться внимание на маму, потом – на близких, на друзей и т.д.

Реагировать на чувства других людей дети начинают примерно с трёх лет. Если малыш к четырём не умеет сопереживать – самое время обратиться к специалисту и узнать, нормальное ли это развитие для Вашего ребёнка или есть отклонения, которые надо корректировать. Далее эмпатия только нарастает до комфортного ребёнку уровня.

Как развивать эмпатию у детей?

Развивать эмпатию можно начинать уже с трёх лет – и не заканчивать до самой средней школы, лишь углубляя перечисленные пункты. Разберёмся, как развивать эмпатию.

Обсуждайте чужие чувства

Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.

Когда ребёнок постарше – обсуждайте чувства родных и близких, друзей и товарищей, а также героев книг и фильмов. Также обсуждайте чувства игрушек – что чувствует кукла, которую поругала мама, каково мишке после потери воздушного шарика. Если ребёнок понимает эмоции игрушек и персонажа, то обсуждайте способы поддержки и помощи.

Будьте примером

Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.

Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если Вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это. Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать.

Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.

Социализируйте

Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.

Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию:

  • Испорченный телефон, но с чувствами. Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
  • Крокодил. Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
  • Эмоции героев. Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.

Обсуждайте эмоции

Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.

Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Ты расстроился из-за…», «Тебя обидело то-то и то-то…». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.

Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».

Признаки отсутствия эмпатии у ребёнка

Как понять, что у малыша проблемы с эмпатией? Не забудьте про возраст – на эти признаки можно ориентироваться примерно с 4 лет!

Основные признаки отсутствия эмпатии:

  • Ребёнок не улавливает эмоции других или некорректно реагирует. В качестве примера можно привести пример, когда друг или близкий малыша явно не в духе, а ребёнок не меняет своей линии поведения или начинает подначивать, злорадствовать;
  • Ребёнок эгоистичен. Он не хочет уступать, договариваться и сопереживать, даже если понимает мотивацию собеседника. Например, друг просит поиграть с машинкой, потому что для имитации ситуации в игре ему нужна именно красная машина, он расстроится если не получит машинку, а для Вашего ребёнка она сейчас не важно. Неэмпатичный ребёнок откажет и не увидит разочарование на лице у друга;
  • Ребёнок не сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах. Если малыш реагирует на эмоции персонажей мультфильмов и книг – он обладает высокой эмпатией, а если реакции нет – стоит уделить внимание развитию эмпатии. Чем старше ребёнок, тем более глубокие чувства он может понять.

Если один или несколько признаков повторяются часто, то самое время уделить внимание развитию эмпатии и, если не помогает, то обратиться к профессионалу.

Чтобы полноценно развить эмпатию у малыша, мама должна быть отдохнувшей, незанятой и готовой на все 100% погрузиться в воспитательный процесс. Чтобы в современном мире маму не отвлекали домашние заботы и рутина, Вы можете обратиться в агентство по подбору домашнего персонала «Домашний Круг» — мы подберём няню, помощника по хозяйству или домработницу.

 

 

Заказ персонала
8(903)768-01-86 8(968)623-58-40 8(963)712-57-92
Оставить заявку