Как развить память у ребёнка?
От хорошей памяти зависит усвоение информации в школе и дома, успехи в секциях и просто бытовой жизни – но много ли детей могут похвастаться отличной памятью? К сожалению, вопрос, как развить память у ребёнка совсем нередкий, ведь единицы малышей могут похвастаться хорошей скоростью запоминания без дополнительных тренировок. Чтобы Вашему ребёнку легко давалась учёба, комфортно было читать книги и ходить на дополнительные занятия, начинайте развивать его память с самого раннего возраста. Мы собрали простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания легче, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии малыша.
Как происходит процесс запоминания?
Процесс запоминания есть у каждого ребёнка с самого рождения. Разные виды памяти развиваются постепенно, с возрастом. Педагогами и врачами сформулированы ориентировочные нормы по запоминанию у детей разных возрастов, например, совсем малыши запоминают невероятно быстро всё вокруг, а детям постарше уже необходимо прилагать для этого усилия. Нормы – ориентир, а не приговор, на них можно ориентироваться, но не нужно считать истиной в последней инстанции.
Весь процесс использования памяти выглядит так:
- Запоминание;
- Сохранение;
- Воспроизведение при узнавании;
- Забывание.
У Вашего ребёнка могут быть проблемы на любом этапе: он не может запомнить, не способен воспроизвести сохранённое, быстро забывает. Разные упражнения рассчитаны на развитие разных этапов запоминания.
Виды памяти
Виды памяти соответствуют способам получения информации: зрительная, тактильная, слуховая и двигательная память. У каждого человека эти виды памяти развиваются неравномерно и часто, например, малыш на слух запоминает лучше, чем глазами, или наоборот. С одной стороны важно развивать все виды памяти, но с другой нельзя забывать и про уникальные особенности Вашего ребёнка: особенно тщательно развивайте его сильные стороны. Но не забывайте и про остальные виды памяти.
Почему у малыша проблемы с памятью
Проблемы с запоминанием могут быть связаны с задержкой в развитии или болезни малыша, но чаще всё же причины куда более прозаичные и, главное, решаемые. Перечислим самые основные.
Почему малыш плохо запоминает:
- Регулярные стрессы. Причём часто Вы даже не замечаете состояние малыша, если он не рассказывает о переживаниях.
- Недостаток витаминов или восстановление после болезни.
- Переутомление, психическое и физическое, из-за нагрузки в школе и дополнительных занятий.
- Черепно-мозговые травмы, последствия которых могут преследовать малыша многие месяцы, поражение мозга, задержка речевого и общего развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с кровообращением в голове.
- Недостаток нагрузки. Память, как и другие когнитивные функции, развивается, но её нужно тренировать.
При серьёзных нарушениях памяти следует обратиться к врачу, также помощь специалистов понадобится, если тренировки и занятия не приносят никаких результатов. Ну и, естественно, постарайтесь минимизировать стрессы, усталость и нехватку витаминов.
С какого возраста её развивать?
Никто Вам не скажет, с какого возраста нужно начинать улучшать память малыша, ведь человек с самого рождения постоянно что-то запоминает: как выглядит мама, как Вы играете с ним, где гуляли и как выглядит добрая собака соседки. Работать с памятью можно начинать с года, когда у ребёнка начинает формироваться долговременная память. Не ждите возникновения проблем, начинайте упражнения как можно раньше.
Упражнения для всех возрастов
Для отличной памяти рекомендуем включить в список ежедневных привычек несколько на формирование памяти. Эти игры и упражнения подойдут для детей от года и до подросткового возраста.
Упражнения для развития памяти:
- Как прошёл твой день? Расскажите в подробностях о Вашем дне и попросите малыша рассказать о его дне. Чем старше ребёнок, тем больше подробностей должно быть в рассказе.
- Читайте книги. Сначала вслух, а потом вместе с ребёнком – ежедневное чтение улучшает память.
- Словесные игры. Игра в слова или города, просьба повторить последовательность в прямом и обратном порядке, найти среди перечисленных слов лишнее, найти вокруг что-то из перечисленного – подключайте Вашу фантазию.
- Ассоциации. Помните, как Вас самих учили находить понятные ассоциации для запоминания? Научите и малыша этому навыку.
- Хобби. Память развивают практически любых хобби: от музыкальной школы и шахмат и до игры в сложную стратегию на компьютере. Но следите, чтобы игры на телефоне и компьютере не шли во вред.
Далее мы рассмотрим, какие игры лучше всего подходят малышам разного возраста.
Эффективные игры и упражнения
Помните, что всё перечисленное – лишь рекомендации. Вы можете брать игры из любых возрастов, если Вашему ребёнку они больше нравятся, а также подключайте фантазию и изменяйте игры в соответствии с вкусами Вас и Вашего малыша.
До 3 лет
Малышам нужно:
- Описывать предмет, который они видят;
- Находить отличия у двух предметов;
- Спрашивать пересказ прочитанного;
- Показывать три игрушки, потом одну убирать и спрашивать, какой не хватает.
Эти и другие простые игры помогут развить долговременную память и научиться вспоминать факты при необходимости.
3-5 лет
Детям в этом возрасте будет полезно:
- Описывать картинки, характеризовать персонажей;
- Фантазировать: придумывать продолжение истории, картинки и просто мечтать о бытовых вещах;
- Развивать связь между видами памяти: описать представляемый объект;
- Самое время начинать сложные словесные игры.
В этом возрасте развивайте образную и словесную память.
5-7 лет
Для дошкольников отлично подходят пазлы и составление логических рядов. В этом возрасте самое время начать учить стихи и подробно пересказывать тексты.
Для школьников можно довериться школе, но всё же мы рекомендуем давать кроссворды, ребусы и другие логические головоломки для развития памяти.
Заниматься с ребёнком, развивать его память, вовсе не сложно. Достаточно уделять этому буквально несколько минут в день и немного дольше – 2-3 раза в неделю. Обратите внимание, что, совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческие способности.